Философия и письмо это:

Философия и письмо
Их взаимодействие есть следствие развития человеческой культуры, происходящее на стыке таких точных наук, как математика, физика и таких трансцидентальных дисциплин, как богословие и мифология. Философские проблемы письма – это, в первую очередь, его связь с мышлением, языком, обществом, а также рассмотрение системы и структуры письма, его знакового характера, происхождения, эволюции и истории, идиоэтнического и универсального в письме.
С точки зрения современной науки, любой алфавит может быть описан как вероятностная модель (фрактальная структура, система дифференциальных уравнений) в которой контуры знаков заняли свое место благодаря стечению некоего множества обстоятельств. Алфавитные знаки представляются не застывшей, а постоянно меняющейся системой.
На связи письменных систем с природными явлениями указывают естественные узоры камней (например, т.н. «еврейский камень»), деревьев (сравните с руническим алфавитом), животных, насекомых и т.д. Науке известны случаи «гиперсемитической оценки» случайных (эвентуальных) конфигураций в мифах как неких письмен.
Буквам придавалось множество значений: от сложных религиозных до философских, поэтических образов и числовых соответствий. С буквами связан ряд гносеологических концепций и мифологем:
а. Натурфилософский аспект.
В мифологическом сознании разных народов человек и все окружающее его пространство представлялись двумя взаимопроникающими живыми организмами. Два этих, кажущихся самодостаточными, мира – Макрокосм и Микрокосм устроены по единому образцу, однотипны и пронизаны общим законом – упорядоченным набором знаков (элементов)
Т.о. письмо – есть связующее звено между космосом и внутренним миром человека. Украинский философ и гуманист Г.С. Сковорода рассматривал все мироздание, как взаимосвязь трех миров: Микрокосма (человека) Макрокосма (природы) и мира символов» (Библии) Вместе с тем письмо представляется как одна из моделей мироздания (другими словами, познавая письмо, человек познает мир)
Индийским грамматикам буквы алфавита виделись, как прообраз живых существ. Верхняя часть буквы (матрика) называлась голова», нижняя – ноги. Отсюда название тибетской скорописи у-мэд (безголовое) название непальского письма бхуджимол (голова мухи), чамского почерка акхар-гармин (паучьи ножки). См. Суфизм.
С египетской традиции берет начало процесс мистификации атрибутов письма. Тростниковое письмо египтян – это клюв священного ибиса (воплощение бога Тота) это палец писца. Повреждение письменных принадлежностей приравнивалось к членовредительству. В иудаизме считается, что десять заповедей Иегова начертал собственным пальцем.
Китайская традиция знает сравнения кисти с оружием. В 4 в. Ван-Сичжи сравнивал письмо на бумаге с действиями полководца на поле битвы (бумага – поле, кисть – оружие, тушь – броня, камень для растирания туши – преграда). В этой связи на память приходят стихи В. Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». («Домой»). Кроме того, китайцы сравнивали каллиграфию с искусством танца, где по бумаге как бы танцует кисть.
Суфий 15 в. Азиз Насафи сравнивает природу с Кораном т.о., что каждому биологическому роду соответствует определенная сура (глава, всего в Коране 114 глав), каждому виду – определенный аят (стих, из которых состоят суры), а каждому отдельному существу – определенная буква Корана («Кашф-ул-хакоик»).
б. Связь системы письма с религией.
В древнекитайском иероглифическом письме отсутствует деление слов на фонемы (элементарные звуки) Мир мыслится в образах, как набор криптотипов (скрытых категорий) постигать которые можно бесконечно, всякий раз по-иному интерпретируя смысл. Философ Чжуан-цзы выразил, например, такую мысль: {{}}Человек произносит слова, но то, что он говорит совершенно не определено». В комментариях к «И-Цзин» сказано: «Иероглиф не полностью выражает слово, слово не полностью выражает мысль». В Древнем Китае также интересовались причинами, порождающими знаки: «Порожденная цветом окраска всегда видна, то же, что порождает цвет, никогда не заметно». (Ян Чжу «Ле-цзы»).
В индийском письме слово делится исключительно на слоги. Причем, гласные как бы включены в согласные подобно тому, как менее значимое подчинено более существенному. Гласные и согласные – две противоположные категории языка и могут быть рассмотрены, как философские антитезы (жизнь и смерть, добро и зло, мужчина и женщина).
Буква на санскрите акшара (нетленное) состоит из соединения согласной и гласной («основы» и «одежд») Название индийского алфавита (ка-кхаг) нередко произносится как мантра (заклинание) или а-ха (первая и последняя буквы алфавита, вдох и выдох). К слову, мандейский алфавит абага начинается буквой «а», похожей на круг и заканчивается «ха», похожей на каплю. Тем самым лишний раз подчеркивается равнозначность начала и конца. Например, в мандейском алфавите А (Совершенство превыше всего, Свет и Жизнь), Ba (Великий отец), Ga (Архангел Гавриил), Da (Путь закона), Ha (Великая жизнь), Wa (Горе тому, кто слышит не Язык света), Za (Сияние), Eh (Глаз бога) и т.д.
Иногда название священных алфавитов переводится просто: n'ko мандеязычных народов (буквально «я говорю»), adinra народов ашанти Африки – «до свидания» (ткань с изображением ритуальных узоров заменял саван).
Индийская традиция изучает мир путем включения малого в большее. Один элемент слога качественно противопоставленный, подавляет другой. Структура индийского письма отражает строение индийского общества (кастовое деление, главенство мужчины и т.д.) В частности, деление знаков алфавита на варны совпадает с аналогичным членением общества (варна – разряд, цвет, варнамала – индийский алфавит)
В семитском консонантном письме налицо приоритет согласных и явное игнорирование гласных. Гласные могут быть обозначены только через согласные (т.н. матрес лекционес). Слово выражается посредством консонантной сетки, которая заполняется меняющимся набором гласных. Семитское слово – это жесткий скелет (согласные) и обволакивающий покров (гласные) Мир изучается по опорным точкам (предначертанным богом) пространство между которыми заполняются человеком произвольно. Это обуславливает некоторый схематизм семитических философий.
Семитским письменностям знакома турбулизация графического потока (диффузия направления строк) Под воздействием чужеродных влиянием (греческого, китайского письмен) семитские письменности могут менять свою направленность.
Левосторонность письма, по-видимому, является наиболее древним из всех известных и связано как с семито-хамитскими (афразийскими) языками, так и с такими психотипами, как традиционность, религиозность, немногословие.
В греческом письме впервые четко было обозначено равноправие гласных и согласных, которые графически стали неотличимы друг от друга. Слово членится на звуки и наиболее точно передает речь. В греческой традиции познание мира происходит путем дробления сложного целого на части. Болезненная доскональность проявлялась в учете мелочей, без которых, как считалось, мир будет не полным.
Правосторонность письма, вероятно, связана с греческой культурой (или шире: с индоевропейскими языками) и с такими психотипами как прогрессивность, рационализм, риторизм.
В последнее время с учетом развития цивилизации широкое распространение получил такой вид искусственного письма, как код. Код как крайнее проявление греческого письма состоит всего из 2 или 5 знаков. Один звук мог передаваться двумя или пятью знаками разной комбинации. Появление кода свидетельствует о разуплотнении философской мысли и оскудении средств выражения.
в. Буквы – элементы мира.
В мифах многих народов знаки алфавита осмыслены, как первичные элементы мира, из которых складываются все формы живой и неживой природы. Причем, число этих элементов имеет сакральный подтекст и для некоторых алфавитов это число неизменно.
Минимальным сакральным числом является 22. Именно столько букв содержат еврейский и бугийский алфавиты, в которых буквы соотносятся с 22 изначальными элементами мира. 22 буквы содержал классический латинский алфавит (абецедарий) Весьма интересно описывается число 22 в бесписьменной культуре бамбара (Западная Африка) В их мифах мир произошел из пустоты, наделенной» движением «гла». «Гла» породило звучащий двойник «гла-гла» и произвело субстанцию «зо-сумале» (холодную ржавчину) образовавшую твердые и блестящие вещества. Между двумя «гла» произошел взрыв, создавший мощное вещество, которое, вибрируя, спускалось вниз. Благодаря этой вибрации возникли знаки. Они расположились на еще не созданных предметах, чтобы их обозначить. В ходе этого процесса появился дух Йо, 22 элемента мира и 22 витка спирали. Эти витки размешали Йо и появился звук, свет и все вокруг.
Этот миф находит соответствия в современной науке (в т.н. пребиологической химии) которая утверждает, что все «живые» белки состоят из 22 основных аминокислот. Носитель генетической наследственности человека – ДНК представляет собой двойную спираль. Нормальный хромосомный набор человеческой клетки (кариотип) состоит из 23 пар хромосом, в которых запечатлена информация о прошлом и будущем человека.
Из 24 букв состоят греческий и рунический алфавиты. По скандинавскому эпосу «Эдда» бог Один измыслил руны из влаги, которая вытекла из черепа некоего мифического существа. Из 24 фонетических знаков состоял египетский алфавит (внутри египетской иероглифики) 24 знака содержит алфавит туарегов тифинаг и мальдивский алфавит тана, а также древнеэфиопский алфавит. В нумерологии число 24, как повторение 12, связывается с временным (годичным) циклом Земли и считается священным. (24=12+12)
Позднелатинский алфавит и ирландский огам состояли из 25 знаков. Это число связано с пятеричной системой счета и носит отпечаток антропоморфизма. (25 ч. – период обращения Солнца вокруг оси).
Однако, наиболее распространенное число элементов, из которого состоит большинство алфавитов и из которого конструируется все многообразие мира – это 33.
33 буквы насчитывают русский, грузинский, древнеанглийский рунический, кхмерский, тибетский, коптский и тамильский алфавиты. Число 33 очень популярно в буддийской и шаманской (тюркской, монгольской, тибетской) мифологиях, где его считают, как дополнительное к удвоенной семерке (3+7=10). Кроме того, в человеческом скелете – 33 позвонка. Часто прослеживается мифологема о 33 небесных слоях или божествах (т.н. «траянтриса») и 77 подземных слоях. Помимо всего прочего, 33 – это одна треть от ста (100:3=33,333...) В суфизме 33 – это часть целого, равная самому целому. Масоны помещали число 33 в центр пентаграммы (звезды). Е. Федоров и А. Гадолин доказали, что кристаллы могут существовать только в 32 видах симметрии идеальных форм.
Замыкает череду сакральных чисел число 52. Именно столько знаков в санскритском алфавите (36 для согласных и 16 для гласных) а также в авестийском, агванском и древнеяпонском силлабарии («годзюоне»). В ведийском языке букв было еще больше − 80.
г. Алфавит, как прообраз мирового дерева.
Во многих мифологических системах буквы алфавита располагаются в виде мирового дерева (первичной структуры мироздания, архетипа общечеловеческого сознания) Связанные с деревом понятия (такие как «ветвление», «дериват», «дендроидность») составляют часть философской терминологии. Сама, буква нередко видится, как древовидная структура (сравните: ствол, ветви буквы, а также лист бумаги, буква – дерево бук, английское название книги Воок) Рунические знаки в скандинавской мифологии – это повторение Форм дерева. Первые люди. появившиеся на Земле – Аск и Эмбля – буквально «ясень и ива» – персонификация двух священных рун, которые вырезал бог Один и окрасил своей кровью. Постижение Одином рун также увязано с мировым деревом Иггдрасиль, в ветвях которого он был повешен.
Китайского мудреца Фу-Си навело на мысль о создании знаменитых триграмм ба-гуа созерцание следов птиц и теней деревьев. Огамическое письмо кельтов тоже связано с деревьями: каждая буква носит название какого-либо дерева, само название «буква» звучит, как fid (дерево), буквы огама образуют 5 групп или aicme (растений).
Вид дерева могут принимать не только отдельные буквы, но и алфавит в целом (сравните руническое и огамическое алфавитные деревья). В индийском тантризме мир – это аморфное бытие, данное нам в единицах измерения (в числах и буквах). Мировое дерево Липи-Тару состоит из взаимопереплетенных букв. Физическая вселенная, выраженная метафорой дерева, сложена из 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир) и представлена набором звуковых комбинаций на разных ветвях мирового дерева. («Сардатилака-Тантра»). Санскритские буквы делятся на 5 классов, каждый из которых является одним из первоэлементов: 1 − точка (бинду) – эфир − семя, 2 – круг, пятиугольник (чакра) – воздух − соцветия, 3 – треугольник − огонь – почки, 4 – полумесяц – вода – листья, 5 – квадрат − земля − ветви.
Буквы индийского алфавита – отражение универсальной энергии, бесконечной Мантрика-Шакти (Силы Заклинания). Буквосочетания представляют аспект физической вселенной (Макрокосма), которая отражается в «тонком теле» человека (речь идет о ритуале Мантрика-ньяса – проекции божества на различные части человеческого тела). Трактат «Тантрасара» делит буквы индийского алфавита на комбинации из двух, трех и четырех элементов и сравнивает с двенадцатью знаками Зодиака (Раши-чакра).
В индобуддийском регионе распространены мотивы священного дерева, листья которого покрыты письменами (молитв или имен бога). В Тибете такое дерево наз. Ку-бум. Изображение Шивы иногда помещается на фоне древесного листа. В батакской мифологии зафиксирован образ дерева Джамбубарус, которое произрастает в царстве мертвых Бегу на вершине седьмого неба, где обитает верховное божество Мула-Джади. На листьях этого дерева записана судьба людей давно умерших, ныне живущих и еще не родившихся.
Мусульманские поэты сравнивали Коран (книгу, описывающую мир) с мировым деревом. Буквы Корана уподобляются листьям, а перевязи слов – ветвям, усыпанным листьями.
В целом, наиболее часто в мировой культуре знаки письма отождествляются с двумя абстрактными образами – древом и спиралью (последний особо популярен у маори). Отсюда вытекают и два основных принципа генерации знаков – ветвление и вихрение.
Древовидные и спиралеобразные структуры букв известны современной науке как дендроидные кристаллы и фракталы, описанные Мандельбротом. Фрактал (разлом) – нечто среднее между линией и поверхностью, объект с нечеткой, неупорядоченной структурой. Границы фрактала не линия, а размытая область, состоящая из завитков и разных ответвлений, повторяющих в малом масштабе саму фигуру. Форму фракталов имеют рунические знаки.
Связь творения знаков с растительным кодом прослеживается в индейской культуре. Так в Древнем Перу индейцы мочика наносили узоры на фасолинах, т.н. пальерография (от исп. pallares фасоль). Неизвестно являются эти знаки аналогом азильских галек и австралийских чуринг, неких мантических (сравните русский фразеологизм "гадание на бобах" и древнегреческие представления о бобах, как о "головах предков") или счетно-мнемонических систем типа узелкового кипу. На мочикской керамике сохранились изображения бегущих антропоморфных фасолин. Ларко Ойле, открывший пальерографию, утверждал, что нечто похожее было в культуре майя архаичного периода. На языке майя «письмо» звучит tzib/dzib, где tz − «гравировать» и ib «фасоль», есть изображение человека-птицы, наносящего знаки на фасолины.
д. Концепция «скрижалей судеб».
Известна по библейской традиции. Скрижали судеб (или закона) упоминаются там, как две каменные доски, на которых рукою Яхве были написаны слова откровения (10 заповедей?) Алфавит считался божественной благодатью, в которой заключен закон не только, как нравственный принцип, но и, как некая универсальна гармония. Нарушение этого закона (мена букв алфавита местами, искажение формы, забвение некоторых букв и появление новых) приближало «конец света» и было чревато катаклизмами. Концепция «скрижалей судеб» восходит к шумерской мифологеме о т.н. «ме» (сущностях) – всемогущие таинственные силы, управляющие судьбами мира, богов и людей, которые нельзя изменить и которым все должны подчиняться. Понятие «ме» в аккадском мифе трансформировалось в «таблицы судеб», определяющие ход истории и обеспечивающие господство над миром тому, кто ими владеет. «Ме» изначально владели архаичные боги с чертами демонизма (Тиамат, Энмешарр, Кингу) которые отвоевываются поколением новых богов и иногда похищаются у них птицей или женским божеством.
Бог Грозы и Тасмису говорят «В Апсу пойдем и предстанеи пред Эа. Там мы спросим таблички древних слов». (Хеттская «Песнь об Улликуми»).
В скандинавском эпосе рунические знаки отождествляются с хмельным напитком – «Медом поэзии», замешанном на слюне, крови и пчелином меду. (Сравните аналогичные мотивы «средоточия культурных ценностей» в Соме индийских мифов, Амброзии, Нектаре, Небесном огне греческих мифов и последующее их похищение).
е. «Письмена ада».
Шумеро-аккадские мифы повествуют о том, что письмена были известны не только верхнему, но» и подземному (загробному) миру, образуя своеобразный грамматогонический параллелизм. В стране мертвых богиня Гештинана (Белет-Цери, т.е. «владычица степи») записывала в особую книгу имена умерших и смертные приговоры. Гештинана – женщина-писец, знающая тайны письмен и умеющая толковать сны. Можно также упомянуть грузинское божество Бедис-Мцерлеби (буквально «судьбу пишущее»).
Пример грамматогонического параллелизма приведен в «Старшей Эдде», где говорится, что рунический алфавит независимо и по-разному проявился в мире богов, людей, великанов, карликов и духов.
Письмена, как и человеческие тела, связываются в шумеро-аккадской мифологии с зернами, которые, попадая в подземные глуби, вновь прорастают на поверхности.
Некоторые письмена определенным образом были связаны с культом мертвых (клинопись, батакское письмо), другие приобретали такую связь большей частью из-за того, что сохранились преимущественно на предметах погребения (этрусское, египетское, огамическое письмена)
Алфавит – метафора колосящейся, умирающей и воскресающей нивы человеческих душ или как выразился Г.С. Сковорода «Сад божественных песен, прозябши из зерен священного писания».
Знаки алфавита или сочетание названий букв могут составлять связанную единым смыслом картину, развертывающуюся во времени. Алфавит может интерпретироваться, как молитва или заклинание (буквы японской каны и яванского чаракана располагались так, что получалось связное стихотворение) либо рассматриваться, как путешествие по дороге жизни: от рождения (А) к смерти (Я) Неблагоприятные качества букв обычно усиливаются к концу алфавита. Вообще в алфавитном ряду существуют 3 сакральные точки: начало, конец и середина, относительно которой обе половины алфавита либо противопоставляются, либо отождествляются.
У многих народов мира любые начертанные знаки внушают или благоговейный трепет (например, у арабов) или мистический страх, связанный с колдовством и наведением порчи (например, у негров Западной Африки). Однако истории известен лишь один случай, когда письменность была запрещена из-за якобы связанных с ней отрицательных последствий – это империя инков в Южной Америке. В других странах, не смотря на сжигание книг и гонения, ученых, письменность продолжала оставаться неотъемлемой частью человеческой культуры.

Грамматологический словарь. 2011.

Смотреть что такое "Философия и письмо" в других словарях:

  • ФИЛОСОФИЯ —         теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… …   Энциклопедия культурологии

  • Письмо десяти академиков — Эта статья находится в режиме поиска консенсуса. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за которого администраторы перевели её в особый режим. Существенные правки …   Википедия

  • ПИСЬМО — знаковая система взаимной коммуникации людей. Хотя исторически фундаментальные труды в теоретическом языкознании основывались прежде всего на изучении письменных текстов, поскольку именно последние считались единственной и адекватной… …   Современный философский словарь

  • Письмо майя — Тип: логосиллабическое Языки: майяские языки …   Википедия

  • Письмо о знаках, использовавшихся индейцами до завоевания — Carta sobre los caracteres usados por los Indios antes de la conquista Автор: Фернандо Мурильо де ла Серда Жанр …   Википедия

  • Письмо и различие —         «ПИСЬМО И РАЗЛИЧИЕ» («Hcriture et la difference», 1967; рус. пер.: СПб, 2000) работа французского философа Жака Деррида; как и в двух других ранних его книгах («Голос и явление», 1967; «О грамматологии», 1967) в ней заложены основы его… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Философия Жака Руссо — Жан Жак Руссо писатель и мыслитель Дата рождения: 28 июня 1712 Место рождения: Женев …   Википедия

  • И. В. Сталин — Иосиф Виссарионович Сталин Иосиф Виссарионович Джугашвили იოსებ ბესარიონის ძე სტალინი …   Википедия

  • И. Сталин — Иосиф Виссарионович Сталин Иосиф Виссарионович Джугашвили იოსებ ბესარიონის ძე სტალინი …   Википедия

  • И. В. Сталин — Иосиф Виссарионович Сталин Иосиф Виссарионович Джугашвили იოსებ ბესარიონის ძე სტალინი …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Философия и письмо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»