тональность

  • 121Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Шопен) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 был написан гениальным польским композитором Фридериком Шопеном в 1830 году после Второго,… …

    Википедия

  • 122Доминанта (в музыке) — Доминанта в музыке, гармоническая функция в мажоре и миноре, обладающая ясно выраженным тяготением к тонике (см. Функции ладовые). Основой доминантовых аккордов является V ступень лада, которая и сама носит название доминанты. Доминантовую… …

    Большая советская энциклопедия

  • 123Модуляция (в музыке) — Модуляция в музыке, смена тональности со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного… …

    Большая советская энциклопедия

  • 124Гармония — I Гармония (греч. harmonia связь, стройность, соразмерность)         соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.… …

    Большая советская энциклопедия

  • 125Доминанта — I Доминанта (от лат. dominans, родительный падеж dominantis господствующий)         главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего либо. См. Доминанта в физиологии, Доминанта в архитектуре и Доминанта в музыке. II… …

    Большая советская энциклопедия

  • 126Модуляция — I Модуляция (от лат. modulatio мерность, размеренность)         в физике и технике, изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой либо регулярный процесс. М. вызывают внешним воздействием. Наибольшее практическое… …

    Большая советская энциклопедия

  • 127Тон — I         Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… …

    Большая советская энциклопедия

  • 128Es — нота ми бемоль, первая ступень гамм es dur, es moll; вторая гамм des dur, des moll; третья гамм ces dur c moll; четвертая гамм b dur, b moll; пятая гамм as dur, as moll; шестая гамм ges dur, g moll; седьмая неприменяемой гаммы fes. Es dur… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 129Перемена такта — в музыкальной пьесе обозначается знаком нового счета; П. темпа обозначается соответствующим музыкальным термином. Если при П. такта не обозначена П. темпа, то в новом счете ноты должны иметь ту же длительность, какую они имели в предыдущем. П.… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 130Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prélude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и lusus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 131Симфония оркестровое сочинение — (греч. созвучие ) название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра.… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 132Симфония, оркестровое сочинение — (греч. созвучие ) название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра.… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 133тон — а, мн. тона и тоны, м. 1. муз., физ. Характеристика звука (высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний): музыкальный звук в противоположность шуму. Аккорд из четырех тонов. Низкий тон. Высокие тона. □ Она услышала вдруг тихие,… …

    Малый академический словарь

  • 134СИМФОНИЯ — музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658 1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso… …

    Энциклопедия Кольера

  • 135МУЗЫКИ ТЕОРИЯ — наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со строительными блоками музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет… …

    Энциклопедия Кольера

  • 136Атональная музыка —         (от греч. a отрицательная частица и tonos тон) муз. произведения, написанные вне логики ладовых и гармонич. связей, организующих язык тональной музыки (см. Лад, Тональность). Осн. принцип А. м. полное равноправие всех тонов, отсутствие… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 137Вариации —         (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 138Сольмизация —         (от названия муз. звуков соль и ми), сольфеджио, сольфеджирование (итал. solmisazione, solfeggio, solfeggiare, франц. solmisation, solfиge, solfier, нем. Solmisation, solfeggieren, solmisieren, англ. solmization, sol fa).         1) В… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 139Субдоминанта —         (от лат. sub под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 140Тоника —         (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) центр. элемент тональности; главный тон, по к рому получает название вся система (в C dur и c moll звук д о), а также главный аккорд устой, на к ром строится данный лад (в C dur аккорд с е g, в… …

    Музыкальная энциклопедия